Перейти к основному содержанию

Несет в полет мой параплан!

26.11.21

Страсть к полету и общение с единомышленниками. Это то, что в Бурятии объединяет десятки людей, влюбленных в небо. Главный атрибут парапланериста -  рюкзак за плечами. Там самое ценное  - параплан. Его «крыло»  длиной 7 метров, а вес не более 15 килограммов. Потому как планер сшит из синтетики. Есть еще и сверхлегкие парапланы, они бывают, не тяжелее  3 килограммов.

«Каждая стропа (от редакции: сверхпрочные веревки, которые связывают купол и парапланериста) выдерживает минимум 80 килограммов на разрыв.  Параплан — под  каждого пилота, у каждого свой размер. Мой параплан рассчитан на пилота, весом 80-100 килограммов, - показывает свой параплан Виктор Васильев. - Есть тандемные парапланы, когда пилот и пассажир в одной связке, те до 250-300 килограммов выдерживают. Параплан позволяет взять себя в путешествие, он компактный. Например, брал  его с собой за границу. Были с ребятами в Турции, там летом здорово. Даже во Вьетнаме летали. На Кавказ ездили, на Алтай всей семьей, там полетали».

Вес параплана вместе с пилотом не должен превышать 115 килограммов. Летать на сверхлёгких воздушных судах может каждый. Во-первых, летательный аппарат не подлежит государственной регистрации. Во-вторых, нет необходимости получать свидетельство пилота. А вот безопасности отводится отдельное время при обучении. Человек, поднявшийся  в воздух  самостоятельно,  уже целиком отвечает за свою жизнь.  

«Нужна запаска, шлем, потому что в таких условиях при падении можете повредить голову, и хорошая обувь. Если обуви нет, при падении можно повредить ногу», - рассказывает минимальные правила безопасности Алексей Красников.

По статистике травм, полеты на пара- и дельтаплане занимают  далеко не первое место. Больше пострадать во время соревнований  рискуют те же хоккеисты или лыжники. Рейтинг травмаопасных видов возглавляют футбол с волейболом, следом - бокс и гимнастика.

«Падения зависят  от умения пилота, - считает Александр Мясников. - Надо оценивать свои возможности, погодные условия. Падения случаются, но редко. У меня есть  подвесная система, подвеска.  Если будет падение на спину, есть специальный протектор у меня за плечами, который смягчает, защищает спину и таз».

Пара-дельтадром «Гора Казачья» расположен около села Вахмистрово  в Тарбагатайском районе. Высота самой горы 250 метров.  Это единственное в Бурятии место, где могут безопасно стартовать и  приземляться, в том числе и мини-самолеты, которые также относятся к сверхлегкой авиации. К примеру, самолет Константина Исаева имеет двигатель, мощностью в  65 «небесных лошадей». Может развивать скорость до 90 километров в час и пролетать более 300 километров.

«У нас несколько летательных аппаратов. Ультралегкий самолет, дельтапланы и парапланы. На них мы осуществляем тренировочные полеты. Естественно все полеты согласовываем», - рассказывает Константин Исаев.

«Взлетная полоса, которая используется для подъема  легкомоторной авиации, место исторически значимое для нас, для тех, кто занимается авиационными видами спорта. И по сей день с начала 80–х – это почти 40 лет, мы летаем на этом месте, гора Казачья. У нас за все время здесь выросло больше сотни высококлассных пилотов», - говорит Владимир Вихарев.

За несколько последних лет вокруг пара-дельтадрома появились  ДНТ, растут дома. Пока единственный оплот любителей авиаспорта «держит оборону». Может, потому что  администрация Тарбагатайского района до сих пор  оказывает поддержку техническому виду. Хотя местные жители поговаривают, что территорию  взлетной  полосы уже порезали на участки, и там вскоре  появятся частные дома. Сама же «взлетка»  ежегодно в работе  с начала  весны и до середины  осени. За несколько десятков лет, обучаясь на ней, «права в небо» получили более сотни пилотов минисамолетов и мотодельтапланов.  

«Мы надеемся, что площадка останется в нашем использовании, людей, которые увлечены этим. Тем более что у государства  интерес к патриотическим, авиационным вилам спорта постоянно  растет. У нас прошли переговоры с ДОССАФ России. Возможно, вскоре совместной деятельностью начнем заниматься», - рассказывает о планах Константин Исаев

В настоящий момент в адрес минспорта Бурятии  направлено письмо с предложением о создании спортивно-технической школы на базе ДОСААФ.  Там планируется открытие отделений парашютного и авиаспорта, где станут  учить, том числе  и полетам на параплане. На данный момент очень  остро стоит вопрос со ставками  тренеров и  финансированием проекта. Хотя уже  сейчас ДОСААФ  под свое «крыло» из технических видов, существующих в Улан-Удэ, взяло секции картинга, мото-,  авиа- и судомодельного спорта.