Перейти к основному содержанию

Вячеслав Марач: «Хороший футболист - штучный продукт»

01.06.20

Эксклюзивное интервью футболиста «Локомотива» и «Селенги» Вячеслав Марача для сайта sport-rb.ru  

- Когда и в каком возрасте вы пришли в футбол? Или до этого были другие секции?

- Я родился в  Улан-Удэ 15 апреля 1968 года.  В пятилетнем возрасте вместе  с родителями переехал в город  Охотск в Хабаровский край. Из ранних воспоминаний, стекло, разбитое мячом в детском саду. Вообще, был довольно активным, в хоккей играл со старшими, в школе баскетбол, футбол, вообще, нравились  все подвижные игры. Мы сбегали с друзьями из детсада, на берег моря, где лазили по списанным кораблям, плавали на льдинах и уходили на юг. Естественно, часто перепадало. После окончания третьего класса на лето приехал в Улан-Удэ в отпуск и попал в пионерский лагерь «Дружба», который находился в Ильинке.  В отряде познакомился с ребятами из 65 школы, они уже занимались в секции футбола у Вадима Алексеевича Титова. В лагере проводилось первенство, и, конечно, после окончания сезона я тоже попал в эту секцию футбола, а с некоторыми еще и в один класс. Родители еще на год уехали в Охотск, я принял решение остаться. Помню, что в первый год занятий не пропустил, вообще, ни одной тренировки.

Ну и конечно, неизгладимое впечатление в памяти оставил первый поход на матч "Селенги" на стадионе 25 -летия, которого сейчас уже нет. Мы втайне завидовали мальчишкам, которым выпала честь подавать мячи. Это были юные футболисты из команды ЛВРЗ.

- Когда вы как футболист поняли, что есть способности к этому виду спорта?  

 - Там, на стадионе 25-летия Бурятской АССР, появилась мечта: играть за главную команду республики. Меня, мальчишку, поразила особая атмосфера, царившая на стадионе во время матчей: футболисты-атлеты, болельщики, искренне переживавшие за свою команду, вздохи разочарования и крики радости, сопровождавшие игру. Потом были долгие годы тренировок. Попутно играл в хоккей, шахматы и шашки в межшкольных соревнованиях, в школе на уроках физкультуры, вообще, все виды спорта приходилось познавать. Отдельное спасибо и восхищение как человеком и профессионалом своего дела хочу сказать Надежде Васильевне Никифоровой. Недаром наша школа считалась одной из самых спортивных. Помню и эстафеты, участником которых я непременно был, и лыжные кроссы, и соревнования по баскетболу, волейболу, футболу между классами, и «Старты надежд», и «Зарницу» в старших классах. Но футбол, конечно, всегда оставался главным и любимым.

Играли везде, во дворе, на школьном поле, где только была возможность. Тренировки же проходили на стадионе «Локомотив», а зимой в одноименном спортзале,  одна тренировка обязательно на улице. Особенное удовольствие доставляло перед матчем взрослой команды «Мазуты», когда уже поле размечено, на ворота натянуты сетки, перелезть через забор стадиона и до изнеможения долбить мяч в ворота с до звона натянутой сеткой. Несколько раз попадал под горячие речи Игоря Анатольевича Ершова, но всегда успевал вовремя ретироваться. Это с его легкой руки я и получил свое первое футбольное прозвище-Хищник! Вообще всегда считал себя воспитанником «Мазуты», хотя сыграть за взрослую команду мне довелось гораздо позже, когда тренировал ее уже Владимир Белобородов. Но всегда с особым уважением относился к ветеранам той легендарной команды, которую возглавлял замечательный футболист и человек Игорь Анатольевич Ершов, и игрой, которой я, будучи мальчишкой, восхищался!

- В дальнейшем как складывалась футбольная карьера?

- Сейчас я в полной мере понимаю, как мне повезло с первым тренером и как на самом деле это важно. Будучи игроком, Вадим Алексеевич Титов считался одним из лучших голкиперов зоны Сибири и Дальнего Востока, поэтому ему было что передать нам, мальчишкам. Кроме того, он сумел вложить в нас командный дух победителей, когда никакой результат, кроме победы, не рассматривался, как положительный. Но до побед было еще очень далеко.

Помню свою первую игру, она была товарищеской, играли на «Мазуте». Я пробегал по бровке, будучи правым полузащитником, практически без мяча и никакого удовольствия от этой беготни не получил. Но желание научится играть заставляло упорно трудиться. Даже небольшие травмы не могли остановить и даже шли на пользу. Как-то случилось растяжение переднеприводной мышцы бедра на правой ноге. К тому времени левая нога у меня служила, в основном, как опора при ходьбе и беге. Мне пришлось научиться работать левой ногой, потому что из-за растяжения не мог наносить удары по мячу правой. В дальнейшем мне это очень помогло, так как действовать левой ногой научился неплохо.

Постепенно вера и труд давали свои результаты. Мы с ребятами оставались после тренировок, чтобы еще немного потрудиться, ни одну лестницу, будь то подъезд или школа, я старался не проходить шагом: или бегом, или прыгая попеременно то на одной, то на другой ноге. Иногда, если совпадали тренировки с хоккеем или спортивными мероприятиями в школе, к вечеру чувствовал, что сил совершенно не осталось. Зато стали приходить победы и призы в личных номинациях. С юношеской командой «Локомотив» я был многократным чемпионом республики и города и не раз признавался лучшим нападающим этих турниров.

- Какие соревнования запомнились?

- Запомнился юношеский турнир сборных команд во Владивостоке. Тогда тренеров было не так много, как сейчас, но уровень подготовки был выше. Наверное, потому, что в большинстве своем почти все, кто работал с подрастающим поколением, за плечами имели личный  игровой опыт команды мастеров. Была ранняя весна, поле без травы, грязь, а чтоб сделать его стандартным, добавили асфальтовые беговые дорожки. Мы жили прямо на стадионе, поэтому, уже переодевшись в форму, перед игрой, садились на раскладушки и под гитару пели песню «Разгулялись, добры молодцы». Это давало какой-то особый настрой и, выходя играть,  мы кроме победы любой ценой не согласны были ни на что. Подкаты делали даже на асфальте, хотя и сама поляна была не многим лучше. Такая была командная жажда победы.

- Игра в команде мастеров «Селенга» сложилась?

- Обо всех запомнившихся моментах можно очень долго рассказывать, даже написать книгу, этим и прекрасна футбольная жизнь.

В 1986 году впервые попал в команду мастеров «Селенга», за которую выступал с перерывами 8 лет. Могу сказать, что это очень тяжелый труд. Двух-, а то и трехразовые тренировки, переезды, перелеты, сборы, игры, ушибы, травмы. Поэтому если кто-то думает, а то и высказывает мнение о том, что это сладкая жизнь, то глубоко ошибается. Без определенной базы, которая закладывается с детства, без желания и веры, без постоянной работы на мечту, работы над собой, достичь каких либо высот в спорте невозможно, а в частности в футболе. И чем выше мечта и цель, чем выше уровень, тем глубже должна быть посвященность и самоотдача. Это непременные спутники успеха, думаю не только в спорте, но и в любом деле.

- Есть какой-то универсальный рецепт, как стать хорошим футболистом, воспитать перспективную команду?

-  Футбольный коллектив - сложный организм. Мне довелось играть в разных командах, под руководством многих тренеров.

И футболисты были разные со своими нравами и характерами, со своими желаниями и, как гласит поговорка, «тараканами в голове». С индивидуальностями нелегко порой, и я думаю, что хороший футболист, вообще, штучный продукт. Если удастся все лучшие качества лидеров направить на достижение результата, не повредив при этом индивидуальности, то уверен - будет успех. Но это сложный, но интересный путь. Мне довелось поиграть в таких командах, где тренер имел авторитет и смелость идти таким путем. Скажу, что такие команды и люди, которые в них играли, запоминаются на всю жизнь.

Фото из личного архива В. Марача