Перейти к основному содержанию

Более трех лет в плену

08.05.20

Это история Александра Ивановича Колесова, деда президента федерации скалолазания РБ, первого мастера спорта в Бурятии по альпинизму, неоднократного чемпиона и призера России по альпинизму, заслуженного тренера РБ Павла Колесова.

Александр Иванович Колесов родился 5 апреля 1919 г. в городе Улан-Удэ. В 1927 году начал учиться в школе, которую окончил в 1936 году. В этом же году по призыву Ленинского комсомола был направлен в Авиационную военную школу авиационных техников в г. Иркутск. Закончил в 1938 г. со званием воентехник второго ранга, с уклоном эксплуатация самолетов, истребителей и скоростных бомбардировщиков. По окончании школы направлен в Забайкальский военный округ. Из округа получил направление в часть, находившуюся на ст. Укурей.

В декабре 1939 г. был переброшен в Ленинградский военный округ, для участия в Финской войне, в районе Кенгисепский потом Сарви-Ярви, где участвовал в боях до окончания событий. В мае месяце был переброшен в Киевский военный округ в г. Нежин, а 28 июля 1940 г. в связи с событиями в Бессарабии, полк перелетел в г. Черновцы, где и прослужил в должности старшего техника, обслуживал самолеты конструкций Лавочкина, Микояна, Яковлева до 2 февраля 1941 года. Далее был переведен в город Тернополь, там он прослужил до 22 июня 1941 года, где и начал боевые действия в защите от нападения гитлеровской Германии в составе 6-й армии Киевского военного округа. Обслуживал самолеты МИГ, ЯК, ИЛ-2.

После окружения 6-й армии в районе Тернополя дивизии удалось с боями выйти из окружения, остатки дивизии сильно потрепанной влились в 5-ю армию в августе 1941 года и действовали после пополнения новыми самолетами ИЛ-2 с аэродрома г. Нежин Киевской области, до окружения Киевской группировки войск.

Дивизия, где он служил, прикрывала в составе 5 армии отход других армий. После прорыва немцев на Конотоп дивизия была окружена и с боями начала прорыв из окружения. При форсировании реки Сула Полтавской области, прямо из реки он был схвачен фашистами и пленен 22 сентября 1941 года, где пробыл до 5 мая 1945 года в местечке Екатеринодорф Судетской области в штрафной офицерской команде за № 10428 в глиняных шахтах на положении чернорабочего в тяжелых условиях, рассчитанных на постепенное уничтожение.

Освобожден 5 мая 1945 года советскими войсками. До августа месяца находился на спецпроверке в городе Баутцен, после чего направлен в Союз в I Горьковскую дивизию. Там прошел вторичную государственную проверку, и в сентябре месяце направлен для дальнейшего прохождения службы в должности техника по ремонту и эксплуатации на ст. Красное, где прослужил до апреля 1947 года, откуда и был демобилизован.

После демобилизации, приехал с семьей в Бурятию, с отметками о плене, очень сложно было устроиться на работу, поэтому первое время работал печником, клал печи.

Затем окончил институт по специальности автодорожное строительство. Работал в БурятАвтоДор. Вышел на пенсию в должности заместителя начальника Бурятавтодора. Скончался в июле 1985 г., в возрасте 66 лет, в результате болезни, время, проведенное в плену, очень пошатнуло его здоровье.