Перейти к основному содержанию

Потомки Загаши-Бухэ

Стою на вершине хребта, откуда открывается чудесный вид на древнее  темя  земли. Слышу какие-то звуки.  Их  приносит ветер – с дальних хребтов, за которыми рождается новый день. Быть может, генетическая память мысленно возвращает меня в седую древность. Слышу гортанные песни наших предков, дрожь земли от топота аргамаков: это воины спешат на найр (праздник), чтобы в единоборствах, выявить лучшего из лучших, продемонстрировать силу и удаль…
 
В старину лучшие качества степняка – сила, выносливость, отвага – помогали ему защищать семейный очаг, отражать набеги завоевателей. Много веков назад лучших богатырей (абарга) уважали, почитали, о них слагали легенды. Багатуры, обладавшие недюжинной силой, способные скрутить в бараний рог кого угодно, жили во всех уголках Баргуджин-Токум. Так, в бурятском эпосе «Абай Гэсэр» говорится, что «на тайлгане Баян Хангая Бухэ- Бэлигтэ  удалой всех борцов победил, имени Бухэ (силача) удостоился». 
 
Много воды утекло в прозрачной и чистой Джиде с тех пор, как всех поражал своей мощью настоящий  чудо-богатырь Багды (Марходор). По сей день в солнечной долине лежит тяжеленный камень. Его  в наше время не смогут сдвинуть с места несколько мужчин. А  Багды на удивление сородичей преспокойно поднимал этот валун. А рядом с тем камнем лежат еще два – размером поменьше (их высота – полметра). Старики говорят, что он  вместо разминки  ежедневно перекидывал камни. По преданию, Багды однажды померился силой с другим силачом, появившимся в Алцаке из дальнего улуса.  Эти атлеты, словно высеченные скульпторами из вековых скал, с огромными бицепсами, внушительными торсами, мощными «бычьими» шеями, думается, составили бы жесткую конкуренцию современным борцам... Багды посмотрел на своего визави с чувством собственного достоинства, правой ручищей взял ствол березы, а левой согнул дерево в дугу, направив верхушку на местность, где паслась отара овец. Он сжал твердый ствол с такой силой, что между его пальцев заструился березовый сок. А его соперник, многозначительно сплюнув, поправил кушак, обхватил кобылицу за живот и приподнял ее. Говорят, что они мерялись силой несколько дней, и поняв, что они примерно равны в мощи, разошлись миром.
 
На весь мир известен истинный богатырь современности, первый сумоист России и Бурятии Анатолий Михаханов –  Орора (Аврора) Сатоси. Его габариты впечатляют: рост 191  сантиметр, вес – около 270 килограммов. Но не все знают, что его легендарный предок – богатырь Загаши-бухэ, живший на западном берегу Байкала примерно четыре века назад,  обладал гораздо более внушительными габаритами. Вполне реальный человек-скала, о котором слагались легенды, весил около 400 килограммов. Когда Загаши-бухэ взгромождался на коня, то ломал ему спину, и потому перемещался на повозке, которую везли два огромных быка, а зимой – на двух санях. Ноги колосса были крепче каменных столпов, и в руках его была исполинская сила. В ходе борцовских поединков никто не мог не то, чтобы провести прием, но и сдвинуть с места словно вросшего в землю великана. Редких смельчаков он играючи валил на землю одной рукой. По легенде, Загаши-багатур не побоялся принять вызов богини, принявшей облик крылатого богатыря. Поединок длился три дня. А победил в нем Загаши. В восьмом колене после Загаши в роду Михахановых родился богатырь, который весил 250 килограммов – непобедимым борец из села Эхирий – Ханхасай Зандан.
 
В начале прошлого века в Верхнем Торее жил силач Чойдоры Лубсандоржи, о котором слагали легенды. Он был настоящим атлетом – ростом под два метра, с широченными,  как сама степь, плечами. Один лишь внушительный, устрашающий вид Лубсандоржи парализовывал волю его соперников: у них появлялась дрожь в коленях. Однажды на празднике в Санагинском дацане  по случаю приезда Хамбо-ламы и других знатных буддийских  монахов он встретился в борцовском поединке с зун-муринским багатуром, которого за упрямый нрав и неимоверную мощь прозвали Мургэдэг Хара. Он тоже выглядел настоящим атлетом – словно Гэсэр пришел из глубины веков. Тункинский «бык»  перед   сотнями людей, собравшихся на праздник, с показной яростью выгребал своей огромной пятерней словно лопатой землю. А Лубсандоржи отличался не только силой, но и острым умом.  Он, видимо, рассчитал наперед все ходы соперника.  После долгого противостояния под палящим степным солнцем он сумел изловчиться и коронным приемом  уложил соперника на землю…
 
Под стать своему земляку Мургэдэг Хара были именитые  тункинские багатуры Дугар Намсарай и Мормой. А далеко за пределами горной Закамны славился бывший гэбшэ-лама Цеже-Бургалтайского дацана Дондок Цыремпилов, который много лет назад одолел одного из монгольских «арсаланов» и знаменитого силача из Боргоя Анзаhан Данзана. Их земляк Гэлэг Вампилов играючи перекидывал через магазин двухпудовую гирю.
 
Давным-давно на малой родине братьев Махутовых, за сотни километров от священной горы Оргали гремела слава местных богатырей Бухэ Шобола, Хушэтэ Агапа, Андрея Зодорова, которые могли свалить на землю резвого скакуна.
 
Ну, а в прошлом веке в Приангарье жил потомок Загаши-бухэ по материнской линии, прославленный бурятский силач и борец, неоднократный чемпион Бурят-Монгольской АССР по национальной борьбе (1923-1929 гг.) Алексей Бутунаев. Он вошел в историю как активный участник гражданской войны (награжден именным оружием). За отличную стрельбу из пистолета на военной переподготовке полководец  В.К. Блюхер лично наградил его знаком «Ворошиловский стрелок». Истинным богатырем Бурят-Монгольской республики назвал А. Бутунаева всероссийский староста М.И. Калинин, который был наслышан о борцовских победах Алексея. Восемьдесят три года назад в Усть-Орде Алексей Бутунаев, в то время начальник Всеобуча при Усть-Ордынском аймачном военкомате, принял вызов русского профессионального борца, который называл себя   «стальным борцом». На афише перед поединком самоуверенный силач пренебрежительно изобразил соперника карликом. В одном из моментов памятной схватки Алексей изловчился и бросил могучего соперника через левое бедро на брезентовый настил: спина циркового атлета оказалась в буро-малиновых кровоподтеках. Поверженный силач поспешил скрыться за кулисами. Односельчане А. Бутунаева рассказывали, что Алексей, обладавший недюжинной силой, мог, связывал в узел гвозди, поднимал лошадь, сенокосилку, скручивал в спираль стальную полосу, ломал стальную подкову, перекидывал через ворота двухпудовую гирю.К сожалению, в 1937 году он был осужен по ложному доносу и расстрелян .
 
Навсегда в историю спорта Бурятии вошел еще один предтеча бурятских  «вольников»  Роман Булатов,  абсолютный чемпион по национальной борьбе  Всебурятского  Сурхарбана  1936 года.  При относительно небольших габаритах (рост 177 см,  вес 90 кг)  «степной  орел»  (так называел его всероссийский староста М.И. Калинин)  отличался недюжинной силой и  несгибаемым характером.  Он – один из немногих людей,  кто,  совершив побег,  и дойдя до самого Калинина,  доказал свою невиновность, вырвался из застенков  ГУЛАГа.
В юности и молодости национальной борьбой «заболел» выходец из Алари, прирожденный охотник Гарма Балтыров. Будучи рабочим улан-удэнского паровозовагонного завода он в 1935 году стал абсолютным чемпионом республиканского Сурхарбана. В сорок третьем под Сталинградом настоящий богатырь Великой Победы был зачислен в команду снайперов. На фронте немногословный боец в беседе с корреспондентом признался: «Не умею рассказывать, мое дело – фрицев бить». И  делал свое дело умело, как и в спорте – был одним из лучших советских снайперов. На боевом счету отважного бурятского снайпера-богатыря порядка 170 уничтоженных фашистов.
 
Под стать былинным и вполне реальным богатырем был  знаменитый курумканец  «тяж»,  чемпион республики по вольной и классической борьбе, трехкратный абсолютный чемпион республиканского Сурхарбана  Михаил Максимов, который,  в одиночку ходил на медведя, и выходил победителем в противостоянии с хозяином тайги.
 
Автор: Баясхалан Дабаин