Перейти к основному содержанию

*дословный перевод с бурятского языка названия УЛЬЗЫХА – встреча, слияние…

Подготовка к традиционному, одиннадцатому по счёту, открытию нового зимнего беккантри сезона прошло в напряжённой обстановке. Многочисленный фрирайдный народ, измученный ожиданием свежего снега, болезненно реагировал на очередные снего-дождевые сводки с традиционных мест катания. Накатывающие на Прибайкалье волна за волной активные северо-западные циклоны разгружались на Хамар-Дабане обильным снегом, который пролежав несколько часов, бесславно таял, превращая подходы к местам катания в грязевые хайвэи…

Противоположено другая инфа поступала к нам с севера. Там ночами уже были морозы за двадцать и горы со спутника смотрелись уже давно одним большим белым пятном. Да и могло ли быть иначе. За десяток лет октябрьского катания в Баргузинских Альпах без снега мы не оставались никогда… главное, что бы его было не слишком много…

Первые признаки именно этого опасения, стали появляться участников открытия сразу же после выгруза всей снаряги и тел фрирайдного народца у начала тропы. Здесь уже лежал снег, который явно не спешил таять под скупыми лучами осеннего солнца. Дальше и выше всё что мы видели вокруг только подтверждало тот факт, что мы все дружно попали пожалуй на самое многоснежное открытие сезона в Баргузинских Альпах. Протропив почти по пояс в кромешной темноте и под завывание метели в место нахождения базового лагеря, нам всем пришлось взяться за лопаты и откапывать, откапывать и ещё раз откапывать… места под палатки, под костровище и под места общего пользования. 

Пока откуда-то из темноты и задутого метелью леса подходили уже совсем «не слегка» утомлённые отставшие участники, снежная поляна быстро была обжита. Тут уже горел жаркий костёр, имелся горячий чай и вкусный ужин и стояли первые палатки. Забегая вперёд, скажу, что плотный снегопад с ветром шёл без перерыва почти 40 часов и окончательно закончился лишь в субботу утром. Но всё по порядку. Ведь впереди у нас всех была первая волшебная многоснежная ветреная ночь и свежее буранное утро. 

После неспешного пробуждения и плотного завтрака, на трудовую тропёжку в глубоких снегах Ульзыхи вышли все 27 участников беккантри-лагеря. Народ нынче подобрался как всегда разный и дружный. Кроме улан-удэнцев, иркутян и ангарчан, к нам нынче, спустившись с высоких гор, приехал даже москвич Володя Граур со своим сплитбордом, от эксплуатации которого он был постоянно доволен как слон…))) К слову, кроме него, в арсенале у участников имелись ещё один сплитборд и два ски-турных комплекта. Вот как раз и эти счастливые обладатели умного снаряжа и ушли сразу же в отрыв, после того как длинная веретеница затропщиков вышла из зоны леса, на бескрайние просторы снежных полей и крутых морен. Кода два первых ски-туриста вошли в Звёздный цирк, там ещё временами можно было что-то разглядеть вокруг. Но тучи беспросветно сгущались, а снегопад безнадёжно усиливался до такой степени, что теперь видимость достигла абсолютной невидимости. Вскоре с полукилометровых стен пошли вниз и первые робкие и несмелые сыпухи, которые ухая в пухлый снег окатывали нас мелкой снежной пылью. 

В ожидании основной группы, зависаем в баре с чудным названием «У Нижнего зуба». Это созданное природой сооружение представляет собой нависающий скальный элемент с гротом в основании большой монолитной гряды с поэтическим и мрачным названием Зубья дракона. Здесь тихо и относительно безопасно. Можно попить чайку, снять камуса и хорошенько подготовиться к реальной тропёжке уже непосредственно в кулуаре Гигант. 

Самое замечательное, что с нами должно было произойти, произошло именно там, в этом под завязку забитом снегом кулуаре. Первым полез, утопая по грудь в павдере, вверх вдоль отвесных зубьев, конечно же, руководитель всего действа, многократный затропщик и катальщик этого крутого местечка, улан-удэнец Климов Сергей.

За ним потянулись и другие. Вся эта длинная кавалькада ползущих в снегу людей время от времени накрывалась очередной сорванной со скал сыпухой, которые сходили со стен через каждые 5 минут по своему чёткому расписанию. Но самое главное то, что через каждые полчаса на затропщиков с гулом обрушивалось нечто сверху уж совсем небезобидное и да же в какой то степени вполне уже опасное и ужасное… При этом люди жались к стенам, прятали свои головы в снег как страусы и долго потом выкапывались, отряхивая снежную пыль из самых затаённых мест своей одежды…)))

В гробовой тишине кулуара, нарушаемой лишь очередным сходом большой снежной массы, у утомлённых тяжёлым подъёмом людей нарастала какая-то необъяснимая тревога… Эта комедия не должна была продолжаться долго и её финал ускорил сход такого количества снега по кулуару, что так рисковать дальше уже не имело ни какого больше смысла.

Мысль о том что надо валить отсюда как можно быстрее первой пришла в голову конечно же руководителю. Он к тому времени уже успел подобраться вплотную уже к самому верхнему скальнику зубьев, уткнувшись в почти двухметровый толстый слой свежевыпавшего снега, который мог съехать вниз всё сметая на своём пути в любую минуту. Остальные участники, получив вводную, не долго думая, быстро встёгиваясь и выбирая короткий промежуток между сходом очередного гостинца сверху, один за одним без задержки сваливали вниз, куда-то в снежную мглу. Таким образом на склоне в конце концов остались лишь Сергей и штатный фотограф «Байкальского экстрима» Стас Кадрулёв.

После быстрого спуска и безумно короткой, снежной фото сессии, руководитель зарулил в бар, что бы отдышаться, попить чайку и не только, перекусить и вдоволь и спокойно полюбоваться этим неистовством природы. Вот тут то и случилось самое страшное… Вначале, после мощного гула сошла гигантская лавина в самом кулуаре, которая чуть не снесла фотографа, похоронив под многометровым слоем снега его палочки… затем, через несколько минут с нереальным грохотом, сошла такая масса снега, которая почти полностью накрыла и завалила наш спасительный и такой теперь безопасный бар… В последствии, на следующий день мы видели эту почти двухметровую линию отрыва которая проходила поперёк всего гигантского Гиганта как раз над самым верхним Зубом Дракона. В общем, на этих двух участников в этот момент сошла добрая одна треть легендарного кулуара. Пора было валить отсюда по быстрому, к базовому лагерю, к костру, к борщу и к людям… что и было сделано ими, конечно не без приключений и рисков для жизни. После такого «БПД», то бишь Большого Паудерного Дня, оживлённых разговоров и обмена впечатлениями между чудом спасшимися фрирайдерами у жаркого костра было очень много до самого позднего вечера.


Заказанное солнце и прекращение снегопада появилось, как положено по программе, в субботу. Правда наверху сильно дуло, а в Гиганте формировалась очередная снежная доска. Но участникам туда, почему то не особо хотелось возвращаться после вчерашних приключений. Ограничились катанием с морен, прыжками на трамплине и отдыхом в базовом лагере. На перевал НКТ (Новосибирского Клуба Туристов) отправились лишь двое: Климов Сергей и Володя Граур. Но им посмотреть за перевал было очень надо и необходимо, так как через четыре дня туда была намечена очередная ски-тур экспедиция.

Вечер второго дня катания был ознаменован вкусным пловом, праздничным салютом и принятием во фрирайдеры очередной партии новоиспечённых участников. Всё как всегда – весело и классно. Но это уже всё начало процесса закрытия нашего открытия сезона… которое продолжилось и окончательно завершилось, ранним, солнечным выходом, вкусным обедом на Янжиме, соками и водами, солёной и вяленой рыбой и пивом, задушевными песнями и частыми остановками в замечательных местах по пути домой. Всё это называется у нас «Праздником возвращения», которого не возможно было избежать всем пассажирам нашего автобуса. 

В общем, в Бурятии, в Прибайкалье, да и, пожалуй, во всей Восточной Сибири теперь можно сказать совершенно точно, что сезон открыт… открыт многоснежно, метельно, солнечно, весело и безопасно… Будем надеяться и желаем всем любителям Прибайкальской целины провести его весь так как открыли его мы!

 

Сергей Климов