Перейти к основному содержанию

Психолог Гущин: Фанаты «Спартака» увлечены не футболом, а политикой

27.08.19

Несмотря на победу «Спартака» над ЦСКА (2:1) часть спартаковских болельщиков продолжает настаивать на уходе тренера Кононова из команды. Противостояние тренера и фанатов комментирует для еженедельника «Аргументы недели» ведущий научный сотрудник института медико-биологических проблем, доктор медицинских наук, специалист в области спортивной психологии Вадим Гущин.

«Любой конфликт – дело обоюдное, правых нет, - сказал в интервью еженедельнику «Аргументы недели» ведущий научный сотрудник института медико-биологических проблем, доктор медицинских наук, специалист в области спортивной психологии Вадим Гущин. - Для болельщиков «Спартака» смена тренера стало самоцелью. Одно дело выражать какие-то эмоции по конкретному случаю – полоса неудач у команды, все чем-то недовольны, это логично. А тут команда выдает серию приличных матчей, выигрывает, но это нисколько не меняет позицию фанатов – потому что люди увлечены не футболом, а политической борьбой. Что, на мой взгляд, не правильно. Для чего ты приходишь на стадион - чтобы получать удовольствие от футбола или управлять клубом? Произошла подмена понятий. Фанаты дают понять, что они – сила, что могут снимать, назначать. Такое у нас и на улицах наблюдается - желание группировок оказывать влияние. Любая группировка, к сожалению, к этому приходит, начинают люди подменять цели, ради которых объединились, какими-то другими целями – самоутверждения и так далее. Болельщики не обязаны любить Кононова, но должны поддерживать тренера как часть команды, а этого нет.

Но рассмотрим и другую сторону. Кононов не идет на контакт с болельщиками, не пытается их понять, не идет на диалог. Замкнулся. И вчера (после матча «Спартак» - ЦСКА – прим. ред.) это было хорошо видно. Человек весь в себе. Это не очень правильная личностная стратегия. Тренер должен быть более открытым, профессия ведь публичная. Есть же хорошие примеры. Тот же Семин – он и в непростых ситуациях в клубе идет на контакт, объясняет свою позицию. Потому что, если человек не объясняет свою позицию, начинаются домыслы. А домыслы всегда гипертрофированы, далеки от реалий. Кононов занял неправильную чисто человеческую позицию - позицию провинциала. Он в Москве, в «Спартаке» и обязан быть публичным. Это не значит, что должен вести себя, как Слуцкий, который по любому поводу готов дать комментарий, но именно в данной ситуации Кононов должен постоянно разъяснять, переубеждать недовольных, перетягивать на свою сторону. Должен же понимать, что команда нуждается в поддержке болельщиков. И ведь у Кононова начало получаться, у команды пошла игра, ну так раздели свою радость с людьми, объясни, что это общая радость, а не его личная, и не радость Жиго! 

Но неправильная позиция Кононова - это и недоработка пиар-группы «Спартака». Видимо, его не консультируют, не разъясняют значение его общения с народом. И не помогают ему в этом общении. Во всех зарубежных клубах существует пиар-менеджер, который организует, устанавливает взаимоотношения между торсидой и командой. Есть определенные правила, которые в «Спартаке» не соблюдаются…

Но опять-таки я хотел бы вешать всех собак на Кононова. Он впервые оказался под таким колоссальным прессингом. И имеет, конечно, право быть самим собой, открытым ли, закрытым, многословным или молчаливым… Но есть некий минимум общения, до которого он как тренер такой популярной команды как «Спартак» не дотягивает...»