Перейти к основному содержанию

Игорь Марковец. В ушу очень важны духовные аспекты

13.12.17

- Игорь Васильевич, каждый из спортсменов на состязаниях демонстрирует свой стиль. Сколько их всего существует в этом виде спорта?

- Вообще, в ушу существует обязательная программа, которая есть именно по многоборью. Она делится на три группы. Это «кулак», по-китайски называется суань шу. В спортивном кулаке три направления: наньюцань, чаньцюуань и тайцзицюань. И спортсмен имеет право выбрать любой из этих «кулаков», но выступать может только в одном «кулаке». Еще есть дисциплина - короткое оружие. Там тоже разнообразие направлений. Это дао – широкий меч, и цзян – узкий меч. Дао – односторонне-заточенный, цзян – двусторонне-заточенный меч. Еще есть копье и, так называемый, шест.

-Не слишком ли много на одного спортсмена?

- Вот в этих трех группах спортсмен выбирает, с чем работать: с копьем или с шестом, с узким мечом или с широким. И выбирает один из «кулаков». И получается так, что эти виды потом соревнуются межу собой по группам: группа цуань шу, группа короткое оружие, группа длинное оружие. И в итоге по многоборью выводится лучший спортсмен этих видов. Поэтому в спортивном направлении можно участвовать не более чем в трех индивидуальных видах.

Просто есть разнообразие оружия, но при всем при этом оно подводится к определенным единым соревновательным требованиям. Спортсмен должен показать эти требования независимо от того, как он владеет оружием, независимо от того, какой у него меч: односторонне или двусторонне заточен. Поэтому, в принципе, здесь все уже зависит от судейского опыта. То есть нормальные судьи, которые уже много лет занимаются сами, много лет судят, они это все прекрасно знают, знают все требования, которые применяются к тому или иному оружию. Соответственно спортсмен выигрывает или проигрывает.

- Значит, к каждому оружию свой индивидуальный подход?

-Каждое оружие имеет свою особенность. Например, если выходишь с копьем, там есть своя техника. Нужно показать технику копья. Если ты работаешь с копьем, как с палкой, то ты сразу получишь низкую оценку. Но при всем при этом - это все группа длинного оружия. То есть они сопоставимы.  У нас спортивное ушу, где три направления, и среди них ты работаешь.

-То есть спортивное и традиционное ушу имеет различия?

-В традиционном ушу разнообразия больше, но и объединения там больше. Например, в одной группе могут быть объединены 5-7 стилей. Ты выходишь, у тебя большое количество соперников. Они все делают разные направления, разные стили, но при всем при этом судейская бригада оценивает вас в едином. То есть спортсмен выступает в одной группе и может получить только три медали, хотя направлений там очень много.

 Основные требования к этим видам ушу примерно одинаковые. Это должна быть техника данного стиля. Если ее нет, у тебя сразу оценка очень сильно снижается. Сами приемы должны правильно делаться и делаться с хорошим приложением силы. Если этого у спортсмена нет, то опять же оценка будет очень сильно снижаться. Ну и, естественно, нужны силовые качества, которые сразу видны: выходит физически сильный  спортсмен или выходит ребенок, который не может и 1,5-3 минуты отработать в полную силу. А требования к выносливости очень большие. Это, например, как бежать тяжелые дистанции 800, 1200 метров. У спортсмена на дистанции наступает кислородное голодание, и он вытягивает победу только на волевых качествах. Поэтому подготовка очень важна. Невозможно за год иди два подготовить спортсмена, за такой короткий срок он высокий уровень не покажет. 

- Есть ли мастера ушу не превзойдённые в мире? Как Брюс Ли, например?

- Знаменитые товарищи, которые наиболее на слуху - это Джет Ли. Его один из самых любимых и основных стилей – это стиль багуа, в котором он всегда любит работать. Понятно, что мастер ушу рано или поздно начинает заниматься каким-то одним направлением. Потому что там уже не важно, какую ты технику применяешь. Важно само наполнение этой техники. Важна внутренняя структура и внутренняя работа.

- То есть с возрастом спортсмен при должной подготовке становится мастером и переходит на другой уровень?  

- Вообще, по большому счету мастера переходят к так называемой медитативной системе тренировок. То есть они уже не занимаются какой-то физической подготовкой, потому что в принципе это все тленно, по большому счету, и это необходимо только на уровне физического развития, а мастера больше работают над внутренним состоянием. То есть совершенствуют свой дух и готовят свой дух к переходу к следующему этапу жизни. Поэтому это основной путь мастера ушу.

- Это означает, что мастер может быть технически очень подкован, но при этом не должен забывать о духовной составляющей жизни?

- Очень важно само наполнение техники. Ты можешь делать какой угодно стиль. Какие-то стили более театральные, какие-то более прикладные. В них нет особой красоты в сравнении с какими-то акробатическими стилями, но при всем при этом они чисто практические. Они построены на работе с партнером и в поединке, и в умении защищать себя, и умении работать. Но это такой аспект, который рассматривается в ушу всегда с двух сторон. Первый момент – лучший твой бой, если этот бой не состоялся. Понятно, что акробатика тебе не поможет в бою. Ни один нормальный мастер не будет прыгать сальто. При этом мастера - это очень крепкие и сильные люди.   

Важна не только физическая подготовка человека, а важна его духовная: сила духа, характера.  Наши с вами отцы и деды, когда воевали с фашистами – это были простые люди: колхозники, рабочие. Они никогда не занимались никакими боевыми искусствами. Они просто работали. Работали на земле, работали на заводах. Но когда пришло время защищать свою родину, именно благодаря тому, что они не ломались в тяжелейших условиях: в грязи, в воде, в холоде, благодаря своей силе духа, они не сгибались, поэтому они победили. Поэтому очень важно даже не умение там махать руками, или бороться, или проводить прием, а важно именно быть человеком со своим духом, со своим характером, любить свою родину, любить свою семью, понимать, ради чего ты, вообще, живешь. Потому что здоровье ради здоровья – это тоже такая очередная глупость, как и то, что люди, которые ходят и кичатся этим – вот я здоровый, а ты больной. Ну и что, толку-то от тебя здорового человека, если от тебя нет никакой пользы. Поэтому в ушу очень важны эти аспекты. Мы много времени тратим на работу над этим.

-Значит, в вашей школе воспитание духа и тела начинается с самого первого занятия? С детского возраста?

-Да. У меня много детей занимается. Есть дети, физически не одаренные, у некоторых проблемы со здоровьем, есть вопросы с психологическим состоянием. И очень важно каждого ребенка раскрыть, дать ему эту возможность. Вот в этом-то как раз многообразие ушу играет огромную роль. Да, дети иногда играют в какую-то войнушку, и память крови у них пробуждается, потому что у всех у нас были предки, которые воевали. Это все пробуждается, и он начинает понимать себя, свою внутреннюю суть. И вот когда он в этом живет постоянно и процесс не прерывается, тогда он раскрывается как человек. Как нет одинаковых двух людей, даже если это родственники, так и нет одинаковых двух выступлений в ушу. Даже если это один и тот же стиль. Вот я детям как объясняю. «Вы делаете свое выступление, каждый раз по-разному. И важно не то, как вы технику делали, а важно, как и чем вы наполнили этот свой момент жизни. Если вы его наполнили от души, значит, все нормально. Вы прожили хороший, качественный отрезок своей жизни. Если вы просто тупо повторили его за кем-то, помахали руками и ногами, ну это ни о чем, даже если кто-то поставит вам за это какую-то оценку».

Вот это основная составляющая нашей школы. Поэтому возможно у нас очень эмоциональные люди: дети, родители, тренеры, которые верят в светлое и доброе. Вот такая история. Пока мы здесь есть в Бурятии, значит Богу это нужно, он нас сюда направил и именно здесь нас обозначил, чтобы мы пришли к этим победам и достижениям, создалась такая школа. Поэтому мы здесь живем и работаем. Хотя не скрою, приглашений уехать было много, но мы здесь, значит, это наш путь.